О методике

Главная → О методике

Добро пожаловать! У нас уютно, весело, интересно и полезно!

Записаться

Особенности методики Марии Монтессори

  Монтессори – это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей. Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир. В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться деткам. Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира. Так систему Монтессори выбрали для своей единственной дочери Билл и Хилари Клинтон, для своих детей Майкл Дуглас. Так же её выбирают многочисленные дети и внуки Льва Толстого, живущие за границей, и многие другие родители.

   Девиз методики монтессори «Помоги мне сделать это самому!». То есть главная задача преподавателя в данном случае – именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно понять, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя. Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого – не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь. При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике – не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира. В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения – это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.

   Поняв, что Монтессори – это особая система раннего развития крохи, важно также сказать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:

   Сенсорное развитие. То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов. Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики. Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков. Очень важно в этом учении развитие математических способностей. Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний – о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.   

   Если бы вы пришли в Монтессори сад, то удивились бы, насколько дети вежливы и общительны, с хорошо развитой речью, заняты продуктивной деятельностью, умеют общаться как с младшими детьми, так и со старшими и со взрослыми (в силу разновозрастной группы). Придя после Монтессори групп в обычную группу детского сада – эта разница бросается сразу в глаза: дети шумны и не послушны, в младших группах часто наблюдается проявление агрессии между детьми. Дети общаются только со своими ровесниками, занимаются деятельностью предложенной воспитателем, если творчество – то по образцу.

   А что же после монтессори-сада, ведь эти дети идут в обычную школу? И как показывает практика – эти дети лучше всех адаптируются в школе, поскольку у них высокий уровень внутренней мотивации к учебе. У них высокие адаптивные способности. Они легко включаются в учебный процесс. Сразу понимают правила и требования учителя. И что уж тут кривить душой, как правила родители, выбирающие монтессори-образование, очень тщательно подходят к выбору общеобразовательной школы и в большинстве своем подбирают школы, которые хоть как-то отражают идеи гуманной педагогики, а сейчас таковые уже есть :).

Сензитивные периоды

   Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о сензитивных периодах. Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.

   Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза – до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни. Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза. С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более – определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться. С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта. А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни. На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму – период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению – с 4,5 до 5,5.

Как стать самостоятельным

   Должен ли ребенок и с какого возраста активно познавать мир, полноценно жить и действовать в нем? Спор вокруг этого вопроса давно затих. Все согласились, что малыш развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого нежного возраста.

   Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать пока родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. И делаем. Одеваем и ведем в детский сад. 

   Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все что может стать предметом деятельности ребенка надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически не о чем другом речи не идет. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру или читая книжку. Научит ребенка делать аппликации или склеивать бумажные игрушки. Для старших детей может быть организован настоящий урок математики или русского языка за партами, как в школе. Редко кто-нибудь спрашивает малыша хочет ли он делать то, что ему навязывают. Он пришел в детский сад, чтобы играть или учиться под руководством воспитателя. Как иногда говорят детям родители: "Это твоя работа". Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону? Вопрос риторический, но можно ли по-другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях. 

   Тем не менее, в группах, работающих по методике итальянского педагога Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Там дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. Научившись всему этому, они с минимальной помощью воспитателя переходят к занятиям математикой и русским языку. В этой группе действует незыблемый принцип «Помоги мне это сделать самому».

 

лет успешной работы

60

благодарных семей

68

счастливых мальчиков и девочек

300

видов деятельности в монтессори-среде

Мы не готовим детей к школе, мы готовим их к жизни!

Мария Монтессори

Записаться
Наши друзья